ПРИХОД

ПРИХОД

СВЕЧА ПАМЯТИ

Этот раздел — своеобразный подсвечник, на который,   в виде небольших рассказов и личных историй, всякий может поставить свою «свечу памяти» тому поколению людей, родных, близких, на плечи которых лёг голгофский крест жизненного переустройства страны 30-50-х годов прошлого столетия.

Свеча памяти — это то, что Господь возжигает в нашем сердце, что мы несём по жизни и храним как опыт пережитого, как радость, как боль, как страдание и как надежду на милосердие Божие к тому, что Им попускается нам пройти.

Ждем Ваших воспоминаний.

ЭКСПЕДИЦИЯ В ЧУВАШИЮ ОТ ХРАМА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В БУТОВО

В 2019 году строящийся мемориальный комплекс в поселке Первомайский посетила паломническая экспедиция, организованная от храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, возглавляемая настоятелем храма прот. Кириллом Калядой.

31 июля вместе с владыкой Алатырским и Порецким Федором, участники экспедиции посетили места массовых расстрелов и захоронений на территории бывшей колонии. На городском кладбище в г. Алатыре участники экспедиции посетили мемориал невинно убиенных.

1 августа паломники приняли участие в богослужении Свято-Троицкого храма в монастыре г. Чебоксары, посетили старейшую сохранившуюся церковную постройку  Введенский собор и Свято-Преображенский монастырь на Владимирской горке.

экспедиция

МОКРОУСОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
(1936-2021)

Вечная память Владимиру Петровичу. Знакомство с ним состоялась в 2019 году, в его московской мастерской на Цветном бульваре. Интерес к его творчеству был не праздным — мы искали образ и идею "Свечи памяти" — главного памятника храмового комплекса в п. Первомайский. Человек редкой внутренней целостности и большой художественной практики, он очень быстро включился  в поиск идеи. А в скором времени подарил приходу эскиз памятника и свою работу — икону «Царская семья с расстрелянными слугами». Отлитая в бронзе, она простояла у него в мастерской почти 30 лет, пока не нашла своего места в храме Святых Царственных Страстотерпцев.

Только впоследствии мы узнали, что Мокроусов В.П. был первым старостой возрождающегося Храма Христа Спасителя в Москве и вдохновителем установки закладного камня часовни Державной иконы Божией Матери рядом с ним. Именно эта часовня стала прообразом храма Новомучеников и Исповедников Российских в с. Сойгино Алатырского района. В 1994-1999 гг. воссоздал скульптурные композиции для наружного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве.

Общение с удивительно радушным, светлым и очень глубоким человеком останется в сердце на всю жизнь.

далее

Член-корреспондент Российской академии художеств, Член Союза художников СССР, Член Правления секции скульптуры Московского союза художников, первый староста Храма Христа Спасителя

преподобномученица тамара (сатси)

7 марта Приход храма тепло встретил гостей — родственников преподобномученицы Тамары (Сатси). Движимые любовью к сохранению памяти своего рода, Ольга Лабутова и ее сын Денис, приехали поклониться месту, где погибла игумения Тамара (Сатси). На встрече они рассказали о своем роде, об истории семьи, которая благоговейно сохранялась и была передана внукам. История о святой родственнице не оставляла равнодушной Ольгу с детства. Многолетние усердные поиски и Божье благоволение помогли открыть жизненный подвиг святой мученицы и привести их в п. Первомайский.

СВЕТИЛЬНИКИ ВЕРЫ

В беседах с нашими прихожанами о жизни поселка и его людях многие вспоминали глубоко верующую семью Яковлевых.

В те годы верующая семья с традициями была только одна в Первомайке — семья Яковлевых — Николай с Серафимой и их дети Анатолий, Петр, Геннадий и Надежда.Петр умел рисовать, но умер рано, похоронен на «Чапаевском кладбище».Анатолий насельником был Киево-Печерской Лавры.Геннадий поступил на художественное отделение педвуза в Чебоксарах. Стал писать иконы. Две иконы он написал для храма в Алтышево — "Архангела Михаила" и икону «Казанской» Божией Матери. Они до сих пор находятся в храме.Надежда стала игуменией Агнией и была благословлена возрождать в начале Алатырский, а потом и Цивильский женские монастыри.

Как вспоминает Александр Никитин: «Дети никуда не ходили, были всегда заняты и играли сами. Надежда (будущая матушка Агния) всегда, когда собиралась на службу в Алтышево брала мою дочку». Время было такое, что о вере никто не говорил, и если ездили на службы в Храм, то без особой огласки.

«Мать Серафима откуда-то знала, кто захоронен был на тюремном кладбище. Она говорила, что много священников тут погибло. Постоянно туда ходила и молилась. Со временем кресты, которые были на поляне кладбищенской, сгнили, и она попросила сделать крест меня, — вспоминает Александр Сергеевич, — и мы с матушкой Агнией поставили его на то место, приблизительно, где стоял когда-то самый большой крест.

Помню, как Николай однажды взял меня на Пасху. Мы были в Алтышево в храме. Как он пел! Красивым голосом «Христос Воскресе!» — мурашки шли.

Удивительно, но дети их никогда никуда не ходили, они всегда были заняты и если играли, то самостоятельно».

Из воспоминаний Никитина А.С. (житель п. Первомайский)


«Семью Яковлевых очень уважали, они старались приезжать вместе на каждый праздник. В любую погоду приезжали из Первомайки. В каждый пост исповедовались и причащались. Так как Николай Савватич работал на машине, то благодаря этому, его договоренности, я, как священик, мог попасть и в п. Первомайский и в с. Старые Айбеси, причастить людей».

Из воспоминаний протоиерея Иоанна Антонова ( Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Алтышево)

ДОРОГА К ХРАМУ

ВСТРЕЧА

В июле 2008 года я был приглашен в Чувашский государственный художественный музей на открытие персональной выставки заслуженного художника Чувашии, казачьего атамана, героя России, почетного гражданина г. Алатыря и г. Чебоксар Валерия Константиновича Бобкова. В состав выставки, посвященной 60-летию художника, вошло более 160 живописных и графических произведений, выполненных художником в период с 1974 г. по 2008 г.

На входе в музей беру рекламный проспект выставки, читаю:

…участник ликвидации последствий аварии в Чернобыле, автор уникальной серии работ, отражающих весь ужас большой трагедии…закончил художественно-графический факультет Чувашского пединститута им. И.Я. Яковлева…родился в г. Алатырь…полон жизненных сил, творческих планов…

Здесь я прервался и пошел смотреть выставку, всматриваясь в образный мир картин художника. Мысли роем крутились об этом человеке, погружая в размышления и переживания о его судьбе и его пути веры и о том, что в выставочном проспекте о нем не напишут…Вот, что я узнал о семье Бобковых из моих встреч.

прот. Владимир Теплов

БОБКОВА АННА ТИМОФЕЕВНА,
<br>1925 Г. РОЖДЕНИЯ
<br>
<br>В МАРТЕ 1948 ГОДА ЭТАПИРОВАНА ИЗ АЛАТЫРСКОЙ ТЮРЬМЫ
<br>
<br>(ШЛА ПЕШКОМ) В АИТК № 1
<br>
<br>ОСВОБОЖДЕНА В 1952 Г.

от сурского рубежа...

Ей пришлось рыть окопы за Сурой в годы войны в сторону пос. Новиковка. Там работали молодые девушки, лет 16-17. Нормы были большие. Мокрые ноги. После войны, с 1945 года мама работала в санатории в с. Чуварлеи. С военными ранениями в санаторий приехал на лечение Бобков Константином Иванович. Там мама (Бобкова В.К.) познакомилась с отцом (Бобковым К.И.). В 1947 году поженились. Переводом с Дона перевелся сюда.

Со слов мамы: отец прошел всю войну, был разведчиком, весь израненный. Дослужился до капитана. Однажды он спросил своего начальника: «За что получил награду «Орден красной звезды?». Начальник ответил, что за боевые действия. А отец, зная, что начальник в годы войны заведовал банно-прачечным хозяйством, прямо сказал, что за это ордена не дают. Начальник затаил обиду на эти неприятные высказывания. Отцу отомстить не смог, т.к. был уважаемым человеком прошедшим всю войну, орденоносец. Но жажда мести в нем жила.

Родители жили на улице Пушкина. Мама работала в киоске, около зеленого магазина на этой улице, и раздавала хлеб по карточкам. Поскольку лично отцу ничего сделать не могли, то подожгли киоск, где сгорели хлебные карточки. Маму без суда и следствия на 8 лет определили в колонию. В это время она уже была беременной (1948 г.). С Алатырской тюрьмы (красное здание, где завод электроавтомат) её повели этапом, пешком, в Первомайку. Ей было тяжело идти беременной и конвоир сжалился, посадил на телегу. А 31 июля родился сын Валерий, в колонии.

В колонии содержались священники со всего Советского Союза. Мама говорила, что зверски относились к священникам. Их было больше 10. К священникам специально сажали урок — они ломали им кости…

Был священник (или Герман, или Гурий). Мама только один раз о нем рассказывала. Он всегда очень внимателен был к несчастным женщинам. Он как  то спросил маму: «Что, красавица, стоишь грустная?». Она ответила, что родила сына, но не знает, как назвать его. Он сказал: «Назови Валерий  мученик». Так, по благословению Батюшки и назвала  Валерием. В этих тюремных условиях Батюшка умудрялся даже крестить младенцев, но при этом говорил, что по освобождению нужно обязательно крестить ребенка в церкви, поскольку тюремное крещение было весьма условным.

Также мама рассказывала, что очень боялась, что пропадет молоко и отправят работать на лесоповал, ребенок не выживет. У мамы молоко было, но от плохой еды, от страха не всегда его было достаточно. В памяти сохранилось имя мордовочки Раи. Мама ухитрялась тайно передавать меня через ограду, и эта Рая докармливала. 2 года так перебрасывали. Умудрились не попасться. А многие дети умирали от истощения. По рассказам мамы выживали менее половины рожденных детей. И хоронили их здесь же не глубоко даже. По закону младенец мог находиться с матерью до 2-х лет и дальше отправляли в детский дом. Этого я не помню когда отправляли меня в детский дом. Спустя годы, живя в Алатыре, мы с мамой как-то встретили эту женщину на базаре. Я не понимал тогда почему она говорила, что можешь называть меня своей второй мамой.

Еще помню узкоколейку из Алтышева и как мы ехали на дрезине к маме в Первомайку после ее реабилитации. Когда мы ехали, то мне запомнилось, как ветки деревьев били меня по лицу. Когда приехали, я видел вышки, колючую проволоку, но мало что понимал, только разглядел из далека силуэт метающейся женщины и интуитивно понял, что это мама. Мама была очень красивая. Я рванулся к ней: «Мама! Мама!», но меня не пустили. Я укусил руку охранника и вырвался. Мама обняла меня. А охранник подбежал и сапогом пнул мне в живот, так что я отлетел как мячик. Даже стоявший рядом офицер сказал ему: «Ты, изверг, что делаешь?». А я даже не заплакал, хотя чувствовал ком в горле. Этот сапог я до сих пор ношу в своем животе. Отец все это время добивался доказательств невиновности матери. Дошел до Калинина М.И. После чего дело было пересмотрено и ее реабилитировали. Оправдали и освободили. Мне было 3 года и 7 месяцев. По наставлению Батюшки из колонии меня крестили в Крестовоздвиженской церкви. Помню, что Батюшка был с бородой, в которую я крепко вцепился. Так, вместе с бородой он и погрузил меня в купель.


Позже маме, как ветерану тыла, вернули награды, и было официальное письмо с извинением. Когда я уже был взрослый, задал вопрос одному прокурору: «Перед мамой вы извинились, оправдав ее. А перед детьми вы почему не извиняетесь за наше «счастливое детство»?» На что он ответил: «По закону, лично вас мы не сажали». А то, что мы претерпели, это, получается, воля случая. А мама, царствие ей небесное, была очень чуткий человек и все претерпевала молча. И как я в жизни понял, что отец был ее первой настоящей любовью. Он очень рано ушел из жизни, в 1960 году. Причина — боевые ранения. И хотя мама прожила достаточно долгую жизнь с моим отчимом, я, будучи уже взрослым, осознал, что всю жизнь в ее сердце и памяти был мой отец. То, что я очень похож на отца — это всегда тревожило ее память, глядя на меня. Пережила она очень страшную годину, но все выдержала.

У нас не было с ней особых разговоров о колонии. Когда я рос, во дворе, в игре называли меня «тюремщик». Я приходил к маме со слезами на глазах и с непониманием, но ясного ответа не получал. Баба Маша утешала, чтобы я не обращал на это внимание. Уже когда вернулся из армии, вспомнив свою поездку на дрезине в Первомайку, вновь начал расспрашивать маму. Она мне и поведала обо всем. И больше мы к этому разговору уже не возвращались. Мама не любила обо всем этом вспоминать. Тем более, что она воспитывала с моим отчимом двоих дочерей.

Удивительно, но живя в Алатыре, совсем рядом от Первомайки, я ни разу там не был. Как-то Господь не пускал меня туда. Уже когда я баллотировался в депутаты, в 2006 году, поехал на встречу. Вся атмосфера серого здания Первомайской школы, где жили офицеры с семьями ужасно давила на меня. Стало плохо  поднялось давление… Вторая встреча с жителями была на окраине, в поселковом совете. Я вдруг почувствовал неприятие и отторжение этих людей. Ничего подобного прежде я не чувствовал. Они говорили о сложившихся проблемах в поселке после закрытия лесхоза, о безработице. А я не чувствовал к ним сострадания, участия. Перед глазами были те страдания, которые пришлось претерпеть маме. 

Незадолго до смерти мама исповедовалась, причастилась…. и при последнем нашем с ней разговоре она сжимала мои руки и просила прощения. Я видел в ее глазах те переживания, которые она испытывала от того, что она мне что-то недодала. А я у нее просил прощения. 

28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы мама ушла из жизни.

В путь узкий хождшии прискорбный

В радиусе 10-12 км от п. Первомайский, где располагалась Алатырская исправительно-трудовая колония №1 НКВД, находятся старинные чувашские сёла — Сойгино, Старые Айбеси, Новые Айбеси. По рассказам местных жителей многие из них, в те 30-50-е годы, или отсиживали свои статьи, или работали в колонии, становясь невольными свидетелями сотен не только переломанных и искалеченных судеб людей, но и подвигов их веры.

"Деда арестовали ночью, по клевете одного из односельчан, и увезли в неизвестном направлении" — рассказывает Елена Уткина о своем родственнике. Вера Анисимова, сестра матери встала на молитву за отца и Господь привел её в колонию, где она раздавала заключённым пищу. Среди них она и увидела того, кого искала. Десять лет томительного ожидания освобождения. Десять тягостных лет складывания в узелок передач. Десять лет бессонных ночей и молитв…, свидетелями которых стали домашние иконы, которые в один из дней её молитвенного стояния сами пострадали и приняли крест мученичества. Враг рода человеческого лютовал не только над заключенными, но и в доме, где Вера преклоняла колена за своего отца: в дом ворвался пьяный односельчанин, исколол ножом иконы, а потом и саму Веру. Придя в себя, она не стала заявлять никуда. Простила его".

Семья Уткиных трепетно хранит в памяти все изгибы в истории своего рода, ещё больше утвердив веру в тайны промысла Божьего, взяв на себя труды по строительству храмового комплекса в своём родном селе.

И когда встал вопрос о строительстве храма, митрополит Варнава Чебоксарский и Чувашский благословил возводить его в честь Новомучеников и Исповедников Российских, сказав: "Пусть молятся за них и убиенных".

Пять лет строился храм, пока епископ Феодор Алатырский и Порецкий в 2017 г. не освятил его и не зажег ещё одну «свечу памяти» на чувашской земле в память о нашем тяжелом и трагическом историческом прошлом.