СВЕЧА ПАМЯТИ
икона
проект "Свеча памяти"
Храм Христа Спасителя
Часовня
преподобномученица тамара (сатси)
книга родственницы Ольги Лабутовой
Оклад предположительно 18-19 века сохранён и спрятан игуменьей
Тамарой (Сатси),
найден 1 мая 2019 года.
проект храма Владимирской иконы Божией Матери
с пределом в честь прмуч. Тамары (Сатси)
г. Волжск, Марийская Республика
https://satsi.ru/
СВЕТИЛЬНИКИ ВЕРЫ
В беседах с нашими прихожанами о жизни поселка и его людях многие вспоминали глубоко верующую семью Яковлевых.
В те годы верующая семья с традициями была только одна в Первомайке — семья Яковлевых — Николай с Серафимой и их дети Анатолий, Петр, Геннадий и Надежда.Петр умел рисовать, но умер рано, похоронен на «Чапаевском кладбище».Анатолий насельником был Киево-Печерской Лавры.Геннадий поступил на художественное отделение педвуза в Чебоксарах. Стал писать иконы. Две иконы он написал для храма в Алтышево — "Архангела Михаила" и икону «Казанской» Божией Матери. Они до сих пор находятся в храме.Надежда стала игуменией Агнией и была благословлена возрождать в начале Алатырский, а потом и Цивильский женские монастыри.
Как вспоминает Александр Никитин: «Дети никуда не ходили, были всегда заняты и играли сами. Надежда (будущая матушка Агния) всегда, когда собиралась на службу в Алтышево брала мою дочку». Время было такое, что о вере никто не говорил, и если ездили на службы в Храм, то без особой огласки.
«Мать Серафима откуда-то знала, кто захоронен был на тюремном кладбище. Она говорила, что много священников тут погибло. Постоянно туда ходила и молилась. Со временем кресты, которые были на поляне кладбищенской, сгнили, и она попросила сделать крест меня, — вспоминает Александр Сергеевич, — и мы с матушкой Агнией поставили его на то место, приблизительно, где стоял когда-то самый большой крест.
Помню, как Николай однажды взял меня на Пасху. Мы были в Алтышево в храме. Как он пел! Красивым голосом «Христос Воскресе!» — мурашки шли.
Удивительно, но дети их никогда никуда не ходили, они всегда были заняты и если играли, то самостоятельно».
Из воспоминаний Никитина А.С. (житель п. Первомайский)
«Семью Яковлевых очень уважали, они старались приезжать вместе на каждый праздник. В любую погоду приезжали из Первомайки. В каждый пост исповедовались и причащались. Так как Николай Савватич работал на машине, то благодаря этому, его договоренности, я, как священик, мог попасть и в п. Первомайский и в с. Старые Айбеси, причастить людей».
Из воспоминаний протоиерея Иоанна Антонова ( Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Алтышево)
Надежда Яковлева
Здание школы в
п. Первомайский
Восстанов-
ленный монастырь
в Цивильске
м. Агнией
Игумения Агния
ВСТРЕЧА
В июле 2008 года я был приглашен в Чувашский государственный художественный музей на открытие персональной выставки заслуженного художника Чувашии, казачьего атамана, героя России, почетного гражданина г. Алатыря и г. Чебоксар Валерия Константиновича Бобкова. В состав выставки, посвященной 60-летию художника, вошло более 160 живописных и графических произведений, выполненных художником в период с 1974 г. по 2008 г.
На входе в музей беру рекламный проспект выставки, читаю:
…участник ликвидации последствий аварии в Чернобыле, автор уникальной серии работ, отражающих весь ужас большой трагедии…закончил художественно-графический факультет Чувашского пединститута им. И.Я. Яковлева…родился в г. Алатырь…полон жизненных сил, творческих планов…
Здесь я прервался и пошел смотреть выставку, всматриваясь в образный мир картин художника. Мысли роем крутились об этом человеке, погружая в размышления и переживания о его судьбе и его пути веры и о том, что в выставочном проспекте о нем не напишут…Вот, что я узнал о семье Бобковых из моих встреч.
прот. Владимир Теплов
В колонии содержались священники со всего Советского Союза. Мама говорила, что зверски относились к священникам. Их было больше 10. К священникам специально сажали урок — они ломали им кости…
Был священник (или Герман, или Гурий). Мама только один раз о нем рассказывала. Он всегда очень внимателен был к несчастным женщинам. Он как — то спросил маму: «Что, красавица, стоишь грустная?». Она ответила, что родила сына, но не знает, как назвать его. Он сказал: «Назови Валерий — мученик». Так, по благословению Батюшки и назвала — Валерием. В этих тюремных условиях Батюшка умудрялся даже крестить младенцев, но при этом говорил, что по освобождению нужно обязательно крестить ребенка в церкви, поскольку тюремное крещение было весьма условным.
Также мама рассказывала, что очень боялась, что пропадет молоко и отправят работать на лесоповал, ребенок не выживет. У мамы молоко было, но от плохой еды, от страха не всегда его было достаточно. В памяти сохранилось имя мордовочки Раи. Мама ухитрялась тайно передавать меня через ограду, и эта Рая докармливала. 2 года так перебрасывали. Умудрились не попасться. А многие дети умирали от истощения. По рассказам мамы выживали менее половины рожденных детей. И хоронили их здесь же не глубоко даже. По закону младенец мог находиться с матерью до 2-х лет и дальше отправляли в детский дом. Этого я не помню когда отправляли меня в детский дом. Спустя годы, живя в Алатыре, мы с мамой как-то встретили эту женщину на базаре. Я не понимал тогда почему она говорила, что можешь называть меня своей второй мамой.
Позже маме, как ветерану тыла, вернули награды, и было официальное письмо с извинением. Когда я уже был взрослый, задал вопрос одному прокурору: «Перед мамой вы извинились, оправдав ее. А перед детьми вы почему не извиняетесь за наше «счастливое детство»?» На что он ответил: «По закону, лично вас мы не сажали». А то, что мы претерпели, это, получается, воля случая. А мама, царствие ей небесное, была очень чуткий человек и все претерпевала молча. И как я в жизни понял, что отец был ее первой настоящей любовью. Он очень рано ушел из жизни, в 1960 году. Причина — боевые ранения. И хотя мама прожила достаточно долгую жизнь с моим отчимом, я, будучи уже взрослым, осознал, что всю жизнь в ее сердце и памяти был мой отец. То, что я очень похож на отца — это всегда тревожило ее память, глядя на меня. Пережила она очень страшную годину, но все выдержала.
У нас не было с ней особых разговоров о колонии. Когда я рос, во дворе, в игре называли меня «тюремщик». Я приходил к маме со слезами на глазах и с непониманием, но ясного ответа не получал. Баба Маша утешала, чтобы я не обращал на это внимание. Уже когда вернулся из армии, вспомнив свою поездку на дрезине в Первомайку, вновь начал расспрашивать маму. Она мне и поведала обо всем. И больше мы к этому разговору уже не возвращались. Мама не любила обо всем этом вспоминать. Тем более, что она воспитывала с моим отчимом двоих дочерей.
Удивительно, но живя в Алатыре, совсем рядом от Первомайки, я ни разу там не был. Как-то Господь не пускал меня туда. Уже когда я баллотировался в депутаты, в 2006 году, поехал на встречу. Вся атмосфера серого здания Первомайской школы, где жили офицеры с семьями ужасно давила на меня. Стало плохо — поднялось давление… Вторая встреча с жителями была на окраине, в поселковом совете. Я вдруг почувствовал неприятие и отторжение этих людей. Ничего подобного прежде я не чувствовал. Они говорили о сложившихся проблемах в поселке после закрытия лесхоза, о безработице. А я не чувствовал к ним сострадания, участия. Перед глазами были те страдания, которые пришлось претерпеть маме.
Незадолго до смерти мама исповедовалась, причастилась…. и при последнем нашем с ней разговоре она сжимала мои руки и просила прощения. Я видел в ее глазах те переживания, которые она испытывала от того, что она мне что-то недодала. А я у нее просил прощения.
28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы мама ушла из жизни.
Герб г. Алатырь 1979 г.
Картина из серии Чернобыль
Фрагмент картины "Вход Пугачева в г. Алатырь"
Храм Новомучеников и Исповедников Российских
в с. Сойгино